Главная » Статьи » Мои статьи

Дистанционные образовательные технологии в учебно-образовательном процессе

Дистанционные образовательные технологии в учебно-образовательном процессе

 

Дистанционные образовательные технологии  уже стали реаль­ностью. Они широко используются в системе высшего профессионального образования, постепенно начинаются внедряться также и в среднем про­фессиональном образовании.

Однако в образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на необходимость формирования у обучающихся метаумений (общих умений, востребованных в разных предметных областях), на по­вышение доли самостоятельной работы обучающихся, на формирование у них оценочной самостоятельности. В этих условиях широкое использование ДОТ в школьном образовании становится требованием времени.

           

            В законе Российской Федерации «Об образовании» (статья 32) дает­ся следующее определение: «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных тех­нологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредо­ванном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

В Приказе Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об исполь­зовании дистанционных образовательных технологий» подчеркивается, что целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания.

           

Дистанционные технологии можно разделить на два типа - on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время.

                       

            Информационные-телекоммуникационные технологии - это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний обучающегося.

            Формы ДОТ:

  • Консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;
  • Мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;
  • Компьютерные обучающие и тестирующие системы;
  • Имитационные модели и компьютерные тренажеры;
  • Электронные мультимедийные учебники;
  • Коммуникационные технологии;
  • Электронная почта;
  • Телеконференция;
  • Видео-лекции;
  • Вебинары;
  • Chat.

Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным; доступность, открытость и индивидуальность систем дистанционного обучения. Наш опыт использования дистанционных форм обучения показывает, что ученик, становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Кроме того, дистанционное обучение открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.

            Первым шагом в освоении ДО обучающимися было участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах, Интернет-каруселях, «Мир конкурсов», «Эрудит», Инфознайка, Кит.

            Развитие социальных сетей и других инструментов современного интернета предопределили необходимость их использования в школьном образовании. Это позволило взаимодействовать со школьниками в социальных сетях на уроках, в рамках внеурочной деятельности, в процессе выполнения домашних заданий.

            Можно использовать программу on-line общения Скайп для проведения уроков иностранных языков, консультации по предметам.

            А также :

  • Мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;
  • Электронные мультимедийные учебники;
  • Консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств; (Подготовиться к тестированию ЕГЭ, классические тесты IQ);
  • Электронная почта (mail.ru, yandex.ru, google.ru, rambler.ru);
  • Телеконференция (“Skype”);
  • Вебинары;
  • Дистанционные консультации  (программы социальных сетей);
  • Дистанционные курсы ( eor.ru,  moi-universitet.ru).

 

            Т.о., посредством использования ИКТ и Интернет-ресурсов появилась возможность максимально индивидуализировать обучение в условиях стандартизации образования и создать атмосферу общественного признания достижений ребенка.

                       

            Тем не менее, при всех плюсах использования дистанционного обучения есть и не мало проблем с которыми приходиться сталкиваться учителю.

  1. Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации.
  2. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.
  3. Недостаточная компьютерная грамотность, отсутствие опыта дистанционного обучения.

           

            В школе необходимо создание условий для организации on-line образовательного пространства (нормативно-правовые, кадровые, мотивационные, организационные, научно-методические, информационные, материально-технические, финансовые).

  • правовые акты по организации сетевого профилирования, дистанционного обучения детей;
  • обучения всех участников образовательного процесса дистанционным технологиям;
  • просветительская работа среди участников образовательного процесса;
  • подготовка распорядительных документов на уровне школ, муниципалитета;
  • консультации  по применению дистанционных форм образовательного процесса;
  • подготовка материально-технической базы школ города;
  • эффективное использование  бюджетных средств и субвенций, предоставление дополнительных платных образовательных услуг, шефской и спонсорской помощи.

            Обеспечение доступности и непрерывности качественных образовательных услуг в школе.

  • горячая линия школы;
  • интернет-приемная директора;
  • дистанционные родительские собрания;
  • дистанционные совещания педагогического коллектива;
  • дистанционные консультации, лекции педагога-психолога, педагога-логопеда, социального педагога, классных руководителей, педагога-библиотекаря;
  • электронный дневник.

                       

            Приходим к таким выводам: внедрение элементов дистанционного обучения создает комфортную образовательную среду в школе без стрессов, расширяет спектр образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением за счет оптимизации времени и места образовательной деятельности.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: e-jane (18.04.2017)
Просмотров: 554 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]